Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Формационная теория развития общества

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ - Современные проблемы науки и образования научный журнал 1 Башкирский государственный университет. Стерлитамак, Республика Башкортостан, Россия Статья посвящена рассмотрению методологической значимости формационного подхода к изучению общественных систем. Обозначаются сущностные характеристики формационного подхода, выявляется их концептуальная определенность. Основные понятия проблемы освещены с социально-философских позиций. Ахиллесова пята исторической теории Маркса. Маркса и русские интерпретации. Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами: пер. «Искания» идентичности: опыт современной России. Russia, The Republic of Bashkortostan, Sterlitamak The article considers the methodological significance of formative approaches to studying social systems. Represented by the essential characteristics of formative approach reveals their conceptual certainty. Concepts highlighted problems with social and philosophical формационная теория развития общества. Подход, детально разработанный Марксом, в качестве методологии анализа социального развития существует уже два столетия, и за это время он сумел вполне достоверно обосновать закономерности развития истории общества, выявить её существенные и повторяющиеся признаки. Будучи предельно систематизированным, по своей сути, он, кроме того, предложил обоснованное, закономерное и весьма доказательное представление объекта своего изучения, соответствуя в этом всем критериям научности и являясь весьма новым и необходимым для своего времени. Представители теории формаций стали рассматривать общество как сверхсложную систему, выделяя при этом и определенные принципы, представленные в их диалектическом, то есть противоречивом единстве. Кроме того, методология формационного подхода, конкретно обозначая основополагающие критерии периодизации развитие экономики и предлагая свою модель объяснения всего хода исторического развития, дающую возможность сопоставлять друг с другом различные общественные системы по формационная теория развития общества степени прогрессивности, отражает, тем самым, глубокий смысл и сильные, основополагающие стороны данной теории. Для формационного подхода четкую концептуальную определенность имеет понятие «общественно-экономическая формация». Если обратиться к этимологии данного понятия, то можно отметить, что оно возникло еще в XVIII веке и первоначально использовалось для обозначения крупных толщ осадочных пород, выделяемых по преобладанию или определённому сочетанию некоторых их типов и месту в общей последовательности геологических напластований. Марксом из геологической науки, термин в свое время стал новым, как для философии, так и для многих других наук об обществе. В своем категориальном значении понятие «общественно-экономическая формация» впервые было использовано Марксом в работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта». Понятие содержит в себе определенные в рамках данного подхода термины, такие как способ производства материальных благ, производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка. Таких, основанных на конкретном способе производства материальных благ, конкретно-исторических типов человеческого общества выделяется пять: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический. Тем самым, ведущую основу общественной жизни определяет материальное производство, которое каждое поколение приобретает в наследие от предшествующих и которое, в последующем, оно развивает для передачи будущему поколению. Основные положения теории общественно-экономических формаций были детально прописаны в работе Маркса «К критике политической экономии. Предисловие» 1859в набросках ответа на письмо к Как отмечают некоторые исследователи, учение о производительных силах и производственных отношениях, являясь базовым в формационном подходе и дающее возможность проследить значимость данной методологии, положило путь к целостному пониманию общества и человека как члена общества в их историческом развитии. Раскрывая проблему методологического значения формационная теория развития общества подхода, обозначим его противоречивые оценки со стороны исследователей, к числу которых можно формационная теория развития общества Прежде всего, критике подвергается линейность или же стадиальность формационного подхода, не предполагающего многовариантности развития всего человечества. В современной науке является спорным и предложенное Марксом сведение общественного развития к прогрессу в производственной сфере. Выпадение из социально-философского анализа множества элементов и связей общества как системы, не находящее в монистическом взгляде на историю своего разумного объяснения, также подтверждает определенную слабость методологии формационного подхода. Еще одним моментом, вызывающим разногласие мнений, является то, что методология применения формационного подхода к рассмотрению хозяйственного развития различных общественных систем сводится к применению пятичленной схемы к любому из исследуемых сообществ в обязательном порядке. Мы же считаем, что неприменимость формационного подхода к отдельным общественным системам дает возможность более конкретного изучения и выявления общих закономерностей развития в тех общественных системах, в которых эта связь сменяемость прослеживается. Выделяя в качестве главенствующего и основополагающего лишь формационная теория развития общества аспект исторического бытия - социально-экономический, марксизм демонстрирует еще одну дискуссионную позицию. В мировой истории формационная теория развития общества явление многовариантности, альтернативности развития. Формационный подход, при всей своей значимости, не дает объяснения этому явлению, и в марксистской историографии существует известная доля табуированности данных проблем. Утрата гуманистических начал, общечеловеческих духовных и нравственных ценностей в жизни людей также указывает на слабость аргументации сторонников формационного подхода. Однако следует отметить, что теоретические построения Маркса, несмотря на критические оценки отдельных положений о которых говорилось вышепородили большое формационная теория развития общества его последователей, как в научной сфере, так и в политике. Анализ и пропаганда взглядов Маркса представлены в работах российских и западных исследователей XIX-XX вв. Можно также отметить, что последователями Маркса на Западе после его смерти стали: Каутский, являясь теоретиком классического марксизма, отредактировал и опубликовал четвертый том Люксенбург как представительница революционного марксизма выступала с критикой капитализма и его последней стадии - империализма. Рюле, немецкий коммунист, выражал идеи революционного интернационализма и развивал ранний критический анализ большевизма. Среди наиболее значимых российских теоретиков и пропагандистов марксизма в XX в. Ленина, который, с одной формационная теория развития общества, сохранил преемственность в трактовке классического марксизма, а с другой - использовал её в революционной практике большевиков. Троцкого, идеолога троцкизма, как одного из течений марксизма; Федосеева, одного из первых пропагандистов марксизма в России и руководителя первых марксистских кружков в стране; а также Мартова и других исследователей, развивавших идеи В советский период идеи формационного подхода Маркса, который указывал на перспективу социального прогресса - коммунизм - развивали Российская общественная мысль середины XX вв. Ильенкова, защитившего кандидатскую диссертацию «Некоторые вопросы материалистической диалектики в работе Маркса «К критике политической экономии»», давшей начало такому направлению в марксистской философии как диалектическая логика. В середине Формационная теория развития общества веке, когда выяснилось, что мировая пролетарская революция не опалит своим огнем весь земной шар, а коммунизм нельзя строить в отдельно взятой формационная теория развития общества, критически развивающие наследие Маркса и Энгельса западные исследователи создали новое течение - неомарксизм, в котором сразу выделились два направления: диалектическо-гуманистическое и сциентистское. В первом главный акцент был сделан на возможность поставить не средства производства, а человека в центр социальной жизни. Наиболее известными здесь являются: Франкфуртская школа, представленная такими философами как Фроммом; экзистенциальный, феноменологический марксизм; марксистский историзм, развитый формационная теория развития общества идеях Представители второго направления - сциентистского - предлагали очистить марксизм от абстрактного философствования и тем самым поднять его на более высокий уровень. Здесь можно выделить структуралистский марксизм, аналитический марксизм идеи Вольпе и его последователей. Согласимся с мнением Следует отметить, что как методология социального развития, формационный подход опирается на такие принципы, как системность, доказательность, объективность, соответствуя при этом всем критериям научности. Однако при более детальном исследовании обнаруживаются спорные стороны формационного подхода, вскрывающие противоречия по ряду вопросов. Таким образом, завершая анализ формационного подхода как методологии анализа социального развития, мы пришли к следующим выводам: Категория «общественно-экономическая формация», определяющая сущность формационного подхода, имеет четкую формационная теория развития общества направленность и является центральной, включающей в себя систему определенных в рамках данного подхода понятий, таких как способ производства материальных благ, производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка, каждая из которых отражает значимые аспекты общественного бытия. Формационный подход, разработанный Формационная теория развития общества. Марксом и развитый Лениным, предстает в качестве одного из основополагающих подходов в познании общества, дающего возможность проследить закономерность и динамичность исторического процесса, выявить общее и единичное в развитии большинства западноевропейских государств. При более детальном исследовании обнаруживаются спорные аспекты в методологии формационного подхода, вскрывающие противоречие формационная теория развития общества ряду вопросов. В частности, его методология оказывается несостоятельной по отношению к отдельным этническим и региональным образованиям например, к странам Дальнего Востокаявляется недостаточной для характеристики неэкономических сфер жизни общества. Относительно истории России формационный подход был во многом идеологизирован и догматизирован, что предопределило его кризис в формационная теория развития общества период развития страны и сложность в дальнейшем его использовании. Однако это не предопределило полного отказа от теории формаций, а представило возможным говорить о необходимости его модернизации. Библиографическая ссылка Гадельшина Журнал издается с 2005 года. В журнале публикуются научные обзоры, статьи проблемного и научно-практического характера. Журнал представлен в Научной электронной библиотеке. Журнал зарегистрирован в Centre International de l'ISSN. Номерам журналов и публикациям присваивается DOI Digital object identifier.



copyright © strekoz-ka.ru