Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Чайковский времена года стихи к музыке

Времена года в классической музыке: Петр Чайковский. На этот раз мы коснемся творчества Петра Чайковского, его двенадцати характерных картин для фортепиано, которые нужно слушать каждому. Мы узнаем историю создания цикла и кратко познакомимся с каждым из двенадцати музыкальных месяцев. «Времена года» Петра Чайковского - своеобразная галерея, в которой каждая картина - маленький фортепианный шедевр. Цикл во многом автобиографичен, поскольку композитор отразил в музыке свои воспоминания, размышления о встречах и событиях из своей жизни, о картинах природы, увиденных им когда-то. В картинах запечатлены все характерные особенности жизни российской усадьбы XIX века, а также петербургские городские пейзажи. Здесь есть все: бескрайние просторы русских полей, быт деревни, городские пейзажи и бытовые истории горожан. Как и у Вивальди, каждой пьесе цикла Чайковского предпосланы поэтические эпиграфы. Авторами стихов, использованных в качестве эпиграфов, были русские поэты: Александр Пушкин, Аполлон Майков, Алексей Кольцов, Петр Вяземский, Алексей Толстой и другие. К созданию цикла в 1875 году Чайковский времена года стихи к музыке подтолкнул нотоиздатель Бернард, который фактически и стал автором всех заглавий, а также лично подбирал стихи для эпиграфов. Изначально пьесы издавались в журнале «Нувеллист» по мере написания их композитором, поэтому название цикла «Времена года» в первый раз возникло лишь в конце 1876 года, когда все пьесы были изданы одним сборником. Цикл довольно быстро набирал популярность как среди пианистов-любителей, так и в профессиональных кругах и по сей день остается одним из самых известных и популярных фортепианных произведений не только русской, но мировой музыкальной коллекции. «И мирной неги уголок Ночь сумраком одела. В камине гаснет огонек, И свечка нагорела». Пушкин Камелек - так в русских дворянских домах и в крестьянских избах называли камин очаг - место сбора всей семьи в морозные вечера. В крестьянских избах у камелька занимались рукоделием, пели душевные песни, в дворянских домах - играли на музыкальных инструментах, читали вслух книги, рассказывали истории. Вот именно такие чайковский времена года стихи к музыке рисует Чайковский в пьесе. В ней три раздела. В первом музыка звучит в подражание человеческому голосу, медленно произносящему короткие фразы. Это состояния вечерней меланхолии, такой знакомой самому композитору. Второй раздел несколько живее, энергичнее по характеру, пассажи фортепиано скорее напоминают звуки арфы. Третий раздел поначалу повторяет первый, но в заключении картина начинает растворяться, звук затихает, снова слышатся переливы арфы и постепенно рисунок пропадает. «Скоро масленицы бойкой Закипит широкий пир». В этой пьесе слышатся звуки народного гуляния, одна картинка сменяется другой словно в калейдоскопе, здесь и возгласы толпы, и народные инструменты. Первая тема пьесы проходит сквозь нее как связующая, на нее словно жемчужины на нить нанизаны все картинки масляничного гуляния. И в итоге, автор рисует одну большую яркую, пеструю картину празднества. «Поле зыблется цветами, В небе льются света волны. Вешних жаворонков пенья Голубые бездны чайковский времена года стихи к музыке Майков Жаворонок - вестник весны. Его характерные трели мастерски переданы Чайковским в обеих темах пьесы: лирической и более жизнерадостной и светлой. Легко представить себе взмывающую ввысь, щебечущую птицу, возвещающую скорый приход весны. Композитор, переплетая две упомянутые темы, создает точное настроение марта с его изменчивой погодой. Автор заканчивает пьесу оптимистическими трелями жаворонка, а это значит, что настоящей весны ждать недолго. Апрель «Голубенький чистый Подснежник: цветок, А подле сквозистый Последний снежок. Последние слезы О горе былом И первые грезы О счастьи ином. Майков Подснежник - цветок, первый пробивающийся весной сквозь снег. Он символизирует рождение новой жизни после зимних морозов. В пьесе использован ритм вальса, что делает ее воздушной и спонтанной. В пьесе композитор передал то волнительное состояние, охватывающее человека, созерцающего весеннюю природу, радость и надежду на будущее, вселяющиеся в его душу. Пьеса, состоящая из трех разделов, не содержит контрастных смен настроения, это, скорее, оттенки того радостного чувства, которое охватывает человека при виде пробивающегося сквозь снег подснежника. На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май! Фет Белые ночи, наверное, самое романтическое время в Петербурге. Это время запечатлели в своих произведениях художники, поэты, писатели. Вот и Петр Чайковский в пьесе, посвященной маю, передает романтику этого времени. В пьесе встречаются противоречивые чувства: грусть и тягостные размышления героя на фоне завораживающих пейзажей белых ночей. В пьесе два больших раздела: вступление и заключение. Они как бы обрамляют всю пьесу. Они выступают музыкальным пейзажем, изображающим белые ночи. Вступление, строящееся на подобных вздохам коротких музыкальных фразах, напоминает о тихих ночных улицах Петербурга, размышлениях о состоянии одиночества, об ожидании счастья. Далее настроение музыки меняется становится волнительным и где-то страстным. Душевная взволнованность наполняется восторженно-радостными красками. Но ближе к заключению пьесы вновь возвращается успокоение, слушателя обволакивает белая ночь в незыблемом, величественном и нежно любимом автором Петербурге. Июнь «Выйдем на берег, там волны Ноги нам будут лобзать, Звезды с таинственной грустью Будут над нами сиять» Плещеев «Баркарола» - слово, пришедшее из итальянской народной музыки. Так называются песни лодочников, гребцов. Особую популярность баркаролы имели на венецианских каналах, где гондольеры пели пассажирам свои мелодичные, подчиненные ритму движения весел песни. Баркарола была популярной и среди русских композиторов. Эта пьеса также относится к петербургским пейзажем Чайковского в рамках цикла. Ведь город на Неве также испещрен каналами и мелкими речками, как и Венеция. Первая часть пьесы - это песня, звучащая широко и выразительною. Закройте глаза и чайковский времена года стихи к музыке, как раскачивается лодка на легких волнах гитарных переливов. Далее музыка меняет настроение. Вот лодка поплыла быстрее, весело, с шумом быстрых волн. На душе радостно и беззаботно. Но постепенно лодка удаляется, возвращается умиротворение, мелодия вновь становится романтично-тягучей, как мечтательный взгляд вслед уплывающему вдаль суденышку, все затихает и даже всплески волн на реке еле слышны. Июль: «Раззудись, плечо Размахнись рука! Ты пахни в лицо, Ветер с полудня! Кольцов «Песнь косаря» переносит нас с улиц и каналов Петербурга на деревенские просторы. Это подражание народным песням, которые слышались в полях, сопровождая ритмичные и равномерные взмахи рук косарей. Звон косы и веселые голоса поющих крестьян - чайковский времена года стихи к музыке, не редко встречающийся в литературе и фольклоре. Сама песнь звучит в первом и третьем разделах пьесы. Движения косаря энергичны и широки, а его песня им подстать: громогласна и ритмически четкая. Средний эпизод - более быстр, в нем слышны звуки русских народных инструментов, а голос самого косаря как будто затихает. Но в третьей части он слышится с новой силой, как послед небольшого отдыха, который взял крестьянин, чтобы через несколько минут вновь взяться за работу с песней. Август «Люди семьями Принялися жать, Косить под корень Рожь высокую! В копны частые Снопы сложены. От возов всю ночь Скрыпит музыка. Кольцов Мы снова в деревне. Созрел урожай, и крестьяне выходят в поле, чтобы его убрать. И вновь звучит песня. Композитор рисует яркие картины, посвященные быту русских земледельцев. Здесь слышен оживленный характер чайковский времена года стихи к музыке крестьянского труда. Затем чайковский времена года стихи к музыке переводит свой взгляд на лирику деревенского пейзажа, характерного для среднерусской полосы, на фоне которого и происходит жатва. О своем восхищении пейзажами русской деревне чайковский времена года стихи к музыке Петр Ильич не раз говорил и в своих письмах. Поэтому совершенно неудивительна та любовь, с чайковский времена года стихи к музыке он подошел к написанию этой пьесы. Рога трубят: Псари в охотничьих уборах Чем свет уж на конях сидят; Борзые прыгают на сворах. Пушкин Охота - характерная черта России XIX века. В русском языке слово «охота» означает не только чайковский времена года стихи к музыке промысла диких животных, но и «желание», «стремление», «страсть». Этому азартному, веселому, шумному времяпрепровождению с пением рогов, лаем собак уделено не мало страниц в русской литературе, написана не одна картина. И слушая пьесу Чайковского, понимаешь, что охота в дворянской России больше забава нежели необходимый промысел. В музыке слышны удаль и веселье, топот копыт и звуки охотничьих рогов. Звучные фортепианные аккорды ясно рисуют картины осеннего леса, чуть подернутых золотом листьев, солнечные блики и стаю гончих, идущих по следу дичи. Октябрь: «Осень, осыпается весь наш бедный сад, Листья желтые по ветру летят. Толстой Осень - одна из любимых пор в России, поскольку ее воспевание встречается в произведениях многих писателей, поэтов, художников и музыкантов. Осень олицетворяла собой и неповторимую красоту природы России, и пору, полную тоски об уходящем лете и грядущей зиме. «Осенняя песнь» в цикле занимает одно из самых важных мест. Ее трагический колорит представляет собой содержательный центр, итог всего рассказа композитора о жизни России и ее природы. Октябрь - можно назвать песнью об умирании всего живого в природе. Мелодия наполнена по большей части грустными интонациями. И хотя средняя часть и несет в себе всплеск оптимизма, надежду и воодушевление, в третьем разделе они все же уступают место печальным мыслям о безнадежном полном умирании. О настроении автора говорят и сделанные им пометки относительно характера исполнения окончания пьесы: «morendo», - термин, означающий «замирая»,- не содержат в себе никаких надежд относительно возрождения и возникновения в приближенном будущем новой жизни. Ноябрь: «Не гляди же с тоской на дорогу И за тройкой вослед не спеши И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда затуши. Некрасов Тройка - еще одна колоритная черта России XIX века. Наличие в цикле такой пьесы можно воспринимать как озвученную композитором надежду на продолжение жизни, пусть чайковский времена года стихи к музыке в несколько элегическом тоне. И главными символами продолжения жизни выступают именно тройка и звенящие под дугой колокольчики. В начале пьесы звучит широкая мелодия, напоминающая красивую и протяжную народную песню. Ее сменяют тени невеселых мыслей. Грусть постепенно развеивается приближающейся тройкой и звоном колокольчиков. Тройка промчалась, слышится песнь ямщика, постепенно растворяющаяся вдали. Декабрь Раз в крещенский вечерок Девушки гадали, За ворота башмачок Сняв с ноги бросали. Жуковский Эта пьеса завершает цикл. Композитор добавил свой подзаголовок к «Святкам» - «Вальс». И в этом нет ничего удивительного, ведь вальс во времена написания Чайковским «Времен года» был популярным танцем, он символизировал семейные праздники. На самом деле в пьесе вальс звучит только чайковский времена года стихи к музыке, чередуясь с основной мелодией. У финала пьесы очень ответственная задача - ведь он завершает весь цикл. И Чайковский рисует картину теплого семейного праздника с Рождественской елкой и вальсирующими вокруг нее парами. © 2006-2016 Использование материалов сайта разрешено только при условии размещения ссылки на источник прямой гиперссылки для веб-сайтов. Любое копирование, перепечатывание, публикация или дальнейшее распространение материалов со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина" строго запрещается. Поле для комментария обязательно должно быть заполнено, если речь идет о числах и других данных, например, тарифах. В противном случае данные проверяться не будут. На сайте размещена информация об услугах банков Украины.



copyright © strekoz-ka.ru