Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Стресс список литературы

Диссертация на тему «Возрастные аспекты профессионального стресса педагогов» автореферат по специальности ВАК 19. Теоретические и методологические подходы к изучению профессионального стресса в разные периоды взрослости. Современные концепции и взгляды на период взрослости. Профессиональное развитие в период взрослости. Стресс список литературы - обусловленные кризисы. Основные теоретические и методологические подходы к изучению профессионального стресса и его преодолению. Организация и методы исследования. Методы математической обработки эмпирических данных. Профессиональный стресс педагогов как многомерный динамический процесс. Уровень профессионального стресса педагогов и его выраженность в различные периоды взрослости. Макроанализ профессионального стресса на уровне действующих стрессоров. Профессиональные стрессоры в деятельности педагогов и возрастные различия в их восприятии. Внепрофессиональные стрессоры педагогов и возрастные различия в их восприятии. Модераторы профессионального стресс-процесса стресс список литературы их особенности в разные периоды взрослости. Личностные качества как стресс список литературы стресс-процесса их возрастные различия. Самоактуализация как модератор профессионального стресса в разные периоды взрослости. Мотивация как модератор профессионального стресса и ее возрастные различия. Особенности совладающего поведения педагогов в разные периоды взрослости. Микроанализ профессионального стресс список литературы педагогов на разных стадиях возрастного развития. Возрастные стресс список литературы протекания профессионального стресса в разные стресс список литературы взрослости. Введение диссертации часть автореферата На тему "Возрастные аспекты профессионального стресса педагогов" Период взрослости - самый длительный и продуктивный период жизненного пути человека, развитие в стресс список литературы происходит в двух основных контекстах — профессиональном и личностном. Профессиональное развитие тесным образом связано со всей личностной структурой субъекта профессиональной деятельности и особенностями его жизненного пути. Оно предполагает не только приобретение новых профессиональных компетентностей, но и требует умения преодолевать трудные профессиональные ситуации, профессиональные стрессы без потерь эффективности выполняемой деятельности и без разрушающего воздействия стресса на личность профессионала, его межличностные отношения и здоровье, которые находятся во взаимосвязи с переживаемым возрастом. Несмотря на огромное количество теоретико-экспериментальных исследований, посвященных изучению профессионального стресса Бодров Длительно существующий профессиональный стресс отрицательно влияет на все стороны стресс список литературы субъекта профессиональной деятельности, истощает защитные силы организма, формирует неврозоподобные и невротические состояния, разрушает межличностные отношения, изменяет вектор прохождения профессиональных и возрастных кризисов в сторону личностной деформации. Изучение профессионального стресса педагогов, причин его возникновения, особенностей протекания и способов совладания с ним на разных возрастных этапах необходимо для организации психологических вмешательств и эффективных превентивных мер по минимизации профессионального стресса у представителей данной профессии. Модернизационные изменения и многочисленные нововведения в системе среднего общего образования делают профессиональную деятельность педагогов еще более стрессогенной. Эти обстоятельства и определили актуальность нашего исследования. Цель исследования: изучить возрастные индивидуальные особенности проявления профессионального стресса педагогов как многомерного динамического процесса. Выявить уровень профессионального стресса педагогов в различные периоды взрослости. Изучить совокупность основных профессиональных и внепрофессиональных стрессоров, влияющих на деятельность педагогов, на разных возрастных этапах. Исследовать взаимосвязи основных личностно-мотивационных факторов с особенностями профессионального стресс - процесса педагогов. Установить доминирующие копинг-стратегии и особенности совладающего поведения педагогов в разные периоды взрослости. Рассмотреть последствия профессионального стресса педагогов на уровне психологических и соматических угроз в разные периоды развития взрослых. Описать возрастные симптомокомплексы протекания профессионального стресса в разные периоды взрослости. Объект исследования: профессиональный стресс педагогов Предмет исследования: степень выраженности и особенности протекания профессионального стресса педагогов в различные периоды взрослости. Теоретико-методологическими основаниями исследования выступают системный подход, наиболее полно представленный в работах, Ломова, процессуально-динамический подход, разрабатываемый Анцыферовой, субъектно-деятельностный подход, опирающийся на труды Рубинштейна, концепции стресса и стресс список литературы Селье, теории личности Юнга, концепции развития личности Методы исследования подбирались в соответствии с целями и задачами и включили в себя: стресс список литературы, диагностические методы, беседу, анализ результатов педагогической деятельности, качественный анализ полученных данных и математико-статистические методы. В качестве гипотезы исследования выдвигаются следующие предположения: 1. Особенности протекания профессионального стресса и его уровень могут определяться периодом возрастного развития взрослых, их субъектно-личностными характеристиками, которые могут выступать в качестве модераторов стресс-процесса; 2. Интенсивность переживания профессионального стресса связана с когнитивной оценкой как профессиональных, так и внепрофессиональных стрессоров. Чувствительность к профессиональным и внепрофессиональным стрессорам меняется в разные периоды взрослости; 3. Профессиональный и жизненный контекст, модераторы стресса и репертуар совладающего поведения имеют особенности, обусловленные периодом возрастного развития, и в совокупности образуют возрастные синдромы, отражающие специфику стресс список литературы субъекта профессиональной деятельности со стрессом. Основные результаты исследования их научная новизна заключается в том, что профессиональный стресс педагогов рассмотрен как многомерный динамический процесс на основе теоретической схемы анализа стресса Предложено рабочее определение профессионального стресса. Изучен профессиональный стресс педагогов на разных этапах возрастного развития. Исследовано соотношение профессиональных и внепрофессиональных стрессоров, специфика переживания стресса и особенности совладающего поведения педагогов в разные периоды взрослости. Выявлены модераторы и предикторы профессионального стресса, уточнено их содержание. Показана роль самоактуализации и личностных факторов в развитии профессионального стресса педагогов. Теоретическая значимость стресс список литературы состоит в том, что оно дополняет данные об особенностях психического развития взрослых, развивает и конкретизирует представления о влиянии возраста на восприятие и оценку стрессоров, характер протекания профессионального стресса и совладающего поведения, расширяет представления о модераторах и стресс список литературы профессионального стресса в разные периоды взрослости, что вносит вклад в психологию развития и акмеологию. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для организации психологического стресс список литературы деятельности педагогов на разных стресс список литературы их возрастного стресс список литературы профессионального развития, для профессиональной подготовки педагогов стресс список литературы психологов, повышения квалификации педагогов, в практике психологического консультирования педагогов при стрессовых состояниях. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена общеметодологическими позициями, соответствием методов исследования его концептуальным основам, применением апробированного методического инструментария, адекватного целям и задачам исследования, сопоставлением результатов с данными других исследователей, а также взаимодополняемостью процедур исследования, использованием методов математической обработки данных. Положения, выносимые на защиту: 1. Восприятие и оценка профессиональных и внепрофессиональных стрессоров, особенности протекания профессионального стресс-процесса зависят от этапа возрастного развития взрослых. Внепрофессиональные стрессоры, представляя собой широкий жизненный контекст, оказывают усугубляющее влияние на степень выраженности профессионального стресса. Индивидуально-психологические особенности, включающие в себя личностные качества, факторы самоактуализации, мотивационную структуру, могут выступать стресс список литературы качестве модераторов и предикторов профессионального стресса педагогов. Возрастные симптомокомплексы стресс список литературы профессионального стресса, характеризующие специфику взаимодействия субъекта профессиональной деятельности со стрессовой ситуацией, отражают особенности оценки стрессоров, интенсивность переживания профессионального стресса и способы совладания с ним в разные периоды взрослости. Наиболее выражен профессиональный стресс в возрасте 40-50 лет. Меньшей остротой переживания профессионального стресса характеризуются возрастные периоды 34-39 лет и 51-70 лет, отличающиеся конструктивными стратегиями совладания с ним, особенностями личностно-мотивационной структуры, сформированными способами профессиональной деятельности. Апробация и внедрение результатов исследования: Полученные результаты и работа в целом представлялись и обсуждались на международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 22-24 апреля, стресс список литературы, Санкт-Петербург, СПбГУна XIII международной научно-практической конференции « Личность, общество, образование в изменяющимся мире» 19 мая 2010, Санкт Петербург, ЛОИРОна II международной научно-практической конференции « Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе» в 23-25 сентября 2010, г. Костромана заседаниях кафедры психологии развития и дифференциальной психологии факультета психологии СПбГУ 2008, 2010. Материалы исследования легли в основу разработки курса « Профессиональные стрессы и профессиональные кризисы педагогов». Содержание диссертационного исследования отражено в 5 публикациях. Структура и объем диссертации. Стресс список литературы состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы 200 источников, в том числе 50 на иностранных языках. Основной текст диссертации изложен на 219 страницах, содержит 28 таблиц, 25 рисунков, 6 приложений. Уровень профессионального стресса педагогов на всех этапах возрастного и профессионального развития высокий. Наиболее высокий уровень профессионального стресса наблюдается в возрастные периоды 40-45 и 46-50 лет, а наиболее низкий - в 56-70 лет. На формирование профессионального стресса педагогов оказывает влияние совокупность профессиональных и внепрофессиональных стрессоров. Наиболее значимыми профессиональными стрессорами являются отношения с учениками, отношение к работе, отношения между педагогами, неудовлетворенность положением в коллективе и взаимоотношениями стресс список литературы нем, неудовлетворенность учебным стресс список литературы и условиями труда. Внепрофессиональные стрессоры, к которым оказались чувствительны педагоги следующие: макросоциальные - медицинское обслуживание, социальная и правовая незащищенность, материальное благополучие, экологические стресс список литературы, политическая ситуация, жилищные условия, микросоциальные - невозможность полноценного отдыха, жизненные перспективы, любовь, сексуальные чувства, любимое занятие, положение в обществе, отношение в семье, общение с друзьями, собственные дети, досуг. Совместное воздействие профессиональных и внепрофессиональных стрессоров усугубляет переживание профессионального стресса и чаще всего носит пролонгированный, хронический характер. Восприятие стресс список литературы оценка стресс список литературы опосредуется периодом возрастного развития: в 29-33 года наиболее значимы стрессоры « условия труда» и « отношения с собственными детьми»; в 40-45 лет педагоги более чувствительны к комплексному профессиональному стрессору « стресс список литературы к работе», а среди внепрофессиональных - к « отсутствию возможности полноценного отдыха»; возраст 56-70 лет - наиболее уязвим к действию внепрофессиональных стрессоров. В периоды возрастных кризисов профессиональные и внепрофессиональные стрессоры воспринимаются острее. Возникновение, развитие и прекращение профессионального стресс-процесса взаимосвязано со всей сложной личностно-мотивационной структурой субъекта профессиональной деятельности. Восприятие и оценка профессиональных стрессоров модерируется эмоциональными, коммуникативными интеллектуальными свойствами личности и такими составляющими самоактуализации, как ориентация во времени, поддержка, опора стресс список литературы себя, сензитивность, познавательные потребности, креативность. Уровень профессионального стресса модерируется эмоционально-коммуникативными характеристиками, составляющими самоактуализации, такими как ценностные ориентации, взгляд на природу человека, синергичность, а также стресс список литературы рабочей и общежитейской стресс список литературы. Высокий уровень профессионального стресса обусловлен преобладанием в личностном профиле замкнутости. А- ; эмоциональной нестабильности С-жесткости 1-сниженных ценностно-смысловых и познавательных составляющих самоактуализации, включая негативный взгляд на природу человека, доминирующей стресс список литературы мотивацией, сочетающейся с низкой творческой направленностью. Предикторами профессионального стресса могут выступать, замкнутость А-эмоциональная нестабильность С- стресс список литературы, жесткость 1-ценностно-смысловые составляющие самоактуализации в своих низких значениях, доминирование общежитейской мотивации. Совладающее со стрессом поведение у стресс список литературы представлено всеми моделями, с доминированием просоциальных стратегий. Сочетание копинг-стратегий различной конструктивности зависит от уровня профессионального стресса. Высокий уровень стресса связан с асоциальным, манипулятивным и агрессивным поведением, низкий уровень стресса - со стратегиями « вступление в социальный контакт» и « ассертивные действия». Сформированность репертуара копинг - стратегий, выбор той или иной модели совладающего поведения также обусловлен индивидуальноличностными характеристиками инициируется действующей структурой мотивов. Просоциалъные стратегии обусловлены личностным профилем, сочетающим общительность, чувствительность, тревожность, фрустрированность, сниженные параметры ориентации во времени, самоуважения и самопринятия и доминирование рабочей мотивации. Асоциальные стратегии связаны с замкнутостью, жесткостью, подозрительностью, тревожностью, недостаточным принятием себя, отрицательным взглядом на природу человека, доминированием общежитейской мотивации. В качестве последствий хронического профессионального стресса педагогов выступают профессиональное выгорание и субъективные оценки здоровья: а. Профессиональное выгорание представлено эмоциональным истощением, деперсонализацией, редукцией личных достижений, которая преобладает среди других субсиндромов выгорания, что определяет профессиональное выгорание педагогов как установочно-мотивационное, связанное в большей мере с потерей личностно-значимого смысла в работе. Возрастные различия в профессиональном выгорании проявляются в выраженности его субсиндромов: максимальном проявлении эмоционального истощения в возрасте 40-50 лет, деперсонализации - в 29-33 года стресс список литературы 40-50 лет и в наименьшей выраженности деперсонализации в возрасте 56-70 лет. Субъективные оценки здоровья педагогов в целом удовлетворительные, наиболее низкие - в возрасте 56-70 лет. Субъективные недомогания более выражены стресс список литературы возрасте 29-33 года в сформированном эпигастральном стресс список литературы и в возрасте 56-70 лет - в ревматическом синдроме. Возрастные симптомокомилексы протекания профессионального стресса представляют стресс список литературы многокачественные взаимосвязи особенностей соответствующего периода взрослости, его кризисности, субъектно-личностных и мотивационных характеристик, жизненного и профессионального контекста, используемых копинг-стратегий, личных ресурсов преодоления стресса и отражают специфику переживания и преодоления профессионального стресса: Наиболее остро профессиональный стресс протекает в возрасте 40-45 лет и 46-50 лет, успешнее справляются с профессиональным стрессом педагоги в возрасте 34-39 лет, 51-55 лет, наиболее эффективно решают профессиональные стрессовые ситуации педагоги возрастной группы 56-70 лет. Заключение Профессиональный стресс педагогов определяется субъектно-личностными характеристиками и жизненным контекстом. Наиболее значимыми субъектно-личностными характеристиками, модерирующими профессиональный стресс-процесс, выступают личностные свойства — факторы А, С, I, составляющие самоактуализации - ценностные ориентации, взгляд на природу человека, структурно-уровневые характеристики мотивации см. Замкнутость, эмоциональная нестабильность, низкая эмпатия, отрицательный взгляд на природу человека, сложности с целостным восприятием мира, недостаточность гуманистических ценностей в структуре ценностных ориентаций, доминирование общежитейской мотивации могут выступать предикторами профессионального стресса педагогов. Полученные результаты показали, что уровень профессионального стресса педагогов на всех этапах возрастного и профессионального развития высокий. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что существенное значение в процессе развития стресс список литературы стрессовой ситуации приобретают внепрофессиональные стрессоры или каждодневные трудности, связанные как с микросоциальным окружением личности и взаимоотношениями в нем семья, друзьятак и с макросоциальными условиями экономическими, экологическими, жилищными, финансовыми. Восприятие и оценка наиболее интенсивных профессиональных и внепрофессиональных стрессоров обусловлены целостной совокупностью личностных свойств, детальное рассмотрение которых может позволить организовывать психологические вмешательства, направленные на минимизацию профессионального стресса педагогов через осознание их личностных ресурсов. При этом важно учитывать, что фактор I, как показало проведенное исследование, в своих низких значения усугубляет профессиональный стресс педагогов, что существенно отличает влияние этого фактора на протекание стресс-процесса стресс список литературы других профессиях, где жесткость входит в характеристику стрессоустойчивости профессионала. Это должно приниматься во внимание стресс список литературы этапах обучения педагогов, с целью формирования психологической аутокомпентности и адекватного копинг-поведения, в ходе психологического сопровождения профессионального развития педагогов, стресс список литературы организационной и управленческой политике образовательных учреждений, предусматривающей организацию восстановительных мероприятий для учителей, моральное и материальное вознаграждение и стимулирование. Одновременно с восприятием профессиональной ситуации и когнитивной оценкой ее как стрессорной происходит оценка собственных ресурсов совладания стресс список литературы ней. Индивидуальный способ совладания с каждой конкретной ситуацией представляет собой неповторимое сочетание проблемно и эмоционально-ориентированных стратегий, которое определяет « профиль» или стиль, копинга по преодолению профессионального стресса. Анализ совладающего поведения педагогов показал, что для педагогов характерен просоциально-пассивный стиль совладания; выражающийся в нерешительности, покорности, самообвинении, стресс список литературы являющийся еще одной причиной, наряду с объективными трудностями в работе, ведущей к хронизации стресс-процесса. Профессиональный стресс активизирует весь репертуар копинг-стратегий, но при высоком уровне стресса или длительно текущем стрессе, а именно пролонгированный, хронический стресс-процесс характерен для педагогов, наблюдается значительное уменьшение активной копинг-стратегии, и увеличение частоты использования пассивной стратегии -избегания. Недостаточность использования стратегий « здорового» активного копинга, направленного на конструктивное преобразование ситуации, и преобладание пассивных, непрямых и асоциальных стратегий приводит к тому, что профессиональный стресс у педагогов приобретает характер хронического, а в действиях стресс список литературы поступках больше проявляется асоциальное поведение, подразумевающее нарушение морально-нравственных норм в ситуациях межличностного общения, и агрессивное поведение. Возможно это один из механизмов формирования таких профессиональных деформаций педагогов, как авторитарность, индифферентность, педагогическая агрессия. Отсюда возникает важная проблема обучения педагогов конструктивному преодолению профессионального стресса, что, в свою очередь, будет способствовать и предотвращению развития профессиональных деформаций. Как показало данное исследование, взаимодействие со стрессовой ситуацией имеет свои особенности в каждом возрастном периоде взрослости. Это касается и восприятия профессиональных и внепрофессиональных стрессоров, оценка которых как значимых связана с потребностями возраста и этапами профессионального развития, и в интенсивности переживаний стрессового состояния, и в используемых копинг-стратегиях. Так манипулятивные и асоциальные стратегии совладания чаще используются в возрасте 20-45 лет, тогда как стресс список литературы копинг-поведение преобладает в возрасте 51-70 лет. В' целом- оказалось, что группа стресс список литературы лет наиболее эффективно' решает профессиональные стрессовые ситуации, что связано и со стадией профессионального'развития — стадией мастерства, и со стадией возрастного развития — целостности эго, трансцендентности, достижения мудрости. Психологическая стресс список литературы педагогам в ситуациях профессионального стресса, будет более эффективной при учете возрастных симптомокомплексов протекания профессионального стресса. Профилактика профессионального стресса педагогов возможна через изменение содержания курсов повышения квалификации, где основной акцент должен делаться на психологическом просвещении по вопросам особенностей профессионального развития- профессиональным кризисам и профессиональным стрессам в различные периоды взрослости, а также психологических тренингах, направленных на осознание собственной профессиональной ситуации и формирование конструктивных стратегий преодоления профессионального стресса. Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Туренко, Елена Анатольевна, 2011 год 1. Основы теории, диагностики, терапии. Факторы формирования синдрома профессионального угасания: На примере коммуникативных и помогающих профессий: дисс. Ростов - на - Дону, 2006. Практика и теория индивидуальной психологии. Человек как предмет познания СПб. О проблемах современного человекознания. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М: « Институт психологии РАН», 2006. Культурно историческое понимание развития человека. Биографические кризисы личности: Дис. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Работоспособность человека-оператора и пути ее повышения. Проблема профессиональной и функциональной надежности оператора. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М: «Институт стресс список литературы РАН», 1995. М: ООО « ПЕР СЭ», 2000. Психологический стресс: развитие и преодоление. М: ООО « ПЕР СЭ», 2006. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность. Система психической регуляции стрессоустойчивости стресс список литературы Синдром « эмоционального выгорания» в профессиональном общении. В; Антропология возраста СПб: Изд-во СПбГУ, 2001. Психологи субъекта и его деятельности. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М: Изд-во МГУ, 1984. И Вассермана -СПб: Речь, 2010. Зависимость стресс список литературы и развития стресса от факторов профессионашьной деятельности педагогов: Автореф. Синдром выгорания: диагностика и, профилактика. СПб: « Питер», 2004. Системные описания в психологии. Л: Изд-во Ленинградского Государственного Университета, 1984. М: Стресс список литературы СЭ, СПб. Стресс список литературы ПЕР СЭ, СПб. Системный подход, к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека. М: ПЕР СЭ, СПб. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации. Психология автоматизации управления стресс список литературы. Теория и методы анализа проблемностей в сложной операторской деятельности. Психологическое время личности' — Стресс список литературы. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и ранней взрослости. Реана, СПб: Изд-во СПб: « Питер», 2004. Стресс список литературы аспекты феномена самореализации. Реана, JL А; Коростылевой. Возрастные предпочтения способов самоосуществления. Актуальные: проблемы и перспективы исследований в психологии труда в условиях глобализации. Готовность к деятельности в напряженных, ситуациях. Психическое состояние человека в особых условиях деятельности. В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов стресс список литературы. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет. Научная электронная библиотека disserCat — современная наука РФ, статьи, диссертационные стресс список литературы, научная литература, тексты авторефератов диссертаций. ООО "Научная электронная библиотека", г.



copyright © strekoz-ka.ru