Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Проблема методов обучения

Методы интерактивного обучения »методическое обеспечение учебного процесса Методика преподавания психологии Учебное пособие. В деятельности преподавателя главное место занимает группа взаимодействующих учащихся, которые, обсуждая вопросы, спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга. При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Действует и такой психологический феномен, как заражение, и высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную аналогичную или близкую к высказанной или, наоборот, вовсе противоположную. Во время таких занятий от преподавателя требуется гораздо больше активности и творчества, чем тогда, когда оно проходит в форме пересказа вычитанных в книгах или давно известных истин. Формы участия преподавателя в дискуссии могут быть самыми разнообразными, но ни в коем случае не навязыванием своего мнения. Лучше всего это делать путем тонко рассчитанного проблема методов обучения ходом дискуссий, через постановку проблемных вопросов, требующих продуктивного мышления, творческого поиска истины. К методам интерактивного обучения могут быть отнесены: 1 эвристическая беседа, 2 метод дискуссии, 3 «мозговая атака», 4 метод «круглого стола», 5 метод «деловой игры», 6 конкурсы практических работ с их обсуждением и др. Метод получил название от восходящего к Сократу метода обучения «эвристика» гр. Данный метод путем искусно сформулированных наводящих вопросов и примеров побуждал учеников прийти к самостоятельному правильному ответу. По своей психологической природе эвристическая беседа, в современном понимании — это коллективное мышление или беседа как поиск ответа на проблему. В педагогике этот метод проблема методов обучения считать методом проблемного обучения проблемно-поисковая беседа. Объясним, почему эвристическую беседу мы рассматриваем не в ряду методов проблемного обучения, хотя она построена на мыслительном поиске решения учебной проблемы. Дело в том, что в беседе мыслительный поиск превращается в поиск коллективный, где происходит обмен мнениями, предположениями, догадками, различными проблема методов обучения промежуточных решений, когда учащиеся ищут истину во взаимодействии и во взаимопомощи, активизируя мышление друг друга. Следует иметь в виду, что этот метод предполагает наличие у учащихся определенного запаса знаний, представлений, понятий. При подготовке к беседе преподаватель должен: а четко определить цель; б составить план-конспект; в подобрать наглядные средства; г сформулировать основные и вспомогательные вопросы. Важно правильно проблема методов обучения и проблема методов обучения вопросы: — они должны быть логически связаны; — они должны соответствовать уровню развития учащихся; — они не должны проблема методов обучения ответ. Помните: вопрос задается всему классу, всей группе. После небольшой паузы для обдумывания вызывается учащийся. Проблема методов обучения привлекать других учащихся исправлять, уточнять, дополнять ответ. Беседа — сложный метод, так как требует определенного напряжения сил, соответствующих условий, мастерства преподавателя, который внимательно слушает ответы, правильные одобряет, ошибочные комментирует, уточняет и вовлекает в процесс работы всю группу. Дискуссия как метод интерактивного обучения успешно применяется в системе учебных заведений на Западе, в последние годы стала применяться и в нашей системе образования. Метод дискуссии учебной дискуссии представляет собой «вышедшую из берегов» эвристическую беседу. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами проблема методов обучения конкретной проблеме. Это проблема методов обучения метод, позволяющий научиться отстаивать свое мнение и слушать других. Обычно предполагается, что из мышления рождается ответ на высказывание оппонента в дискуссии, поэтому разномыслие и рождает дискуссию. Однако дело обстоит как раз наоборот: спор, дискуссия проблема методов обучения мысль, активизирует мышление, а в учебной дискуссии к тому же обеспечивает сознательное усвоение учебного материала как продукта мыслительной его проработки. Метод дискуссии проблема методов обучения в групповых формах занятий: на семинарах-дискуссиях, собеседованиях по обсуждению итогов выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях, когда студентам нужно высказываться. На лекции дискуссия в полном смысле развернуться не может, но дискуссионный вопрос, вызвавший сразу несколько разных ответов из аудитории, не приведя к выбору окончательного, наиболее правильного из них, создает атмосферу коллективного размышления и готовности слушать преподавателя, отвечающего на этот дискуссионный вопрос. Дискуссия на семинарском практическом занятии требует продуманности и основательной предварительной подготовки обучаемых. Нужны не только хорошие знания без них дискуссия беспредметнано также наличие у студентов умения выражать свои мысли, четко проблема методов обучения вопросы, приводить аргументы и т. Учебные дискуссии обогащают представления учащихся по теме, упорядочивают и закрепляют знания. Название метода родилось в системе управления, а также в сфере научных исследований. Он широко применяется в экономической управленческой деятельности, менеджменте. Метод заключается в поиске ответа специалистов на сложную проблему посредством интенсивных высказываний всевозможных приходящих в проблема методов обучения идей, догадок, предположений, случайных аналогий. Золотое правило мозговой атаки — ничего из произнесенного проблема методов обучения не подвергать сомнению, не критиковать, а обеспечить полную свободу высказывания любых идей. Такая психологическая свобода позволяет вести себя раскованно, не бояться ставить себя в неловкое положение неудачной репликой, показаться неумным, смешным и т. В такой обстановке рождаются самые невероятные, поистине сумасшедшие идеи, многие из которых в дальнейшем, после тщательного анализа могут быть отсеяны, но неожиданно возникает то, что надо для решения данной проблемы. Ради этого и затевается мозговая атака. Метод мозговой атаки может быть использован в преподавании психологии, когда ставится цель убедить обучаемых в трудности разрешения какой-либо проблемы. Таковы, например, проблема методов обучения проблемы педагогики противоречия между проблема методов обучения и свободой нравов современной молодежи и задачи воспитания ; психологии законы развития психики и практика обучения и воспитания ; в педагогической психологии проблема проблема методов обучения кризиса в психическом развитии. Метод круглого стола был заимствован из области политики и науки. В обучении метод круглого стола используется для повышения эффективности усвоения теоретических проблем путем рассмотрения проблема методов обучения в разных научных аспектах, с участием специалистов разного профиля. Так, например, проблема методов обучения студентов юридического факультета, изучающих раздел психологии «Личность и деятельность юриста», преподаватель психологии провел занятие по теме «Психология криминального поведения» методом круглого стола. На занятии присутствовал и преподаватель-юрист с кафедры уголовного права. Он наравне с преподавателем психологии задавал студентам вопросы, уточнял их высказывания, давал разъяснения, приводил примеры. А преподаватель психологии, являясь ведущим, включался в разговор вслед за очередным высказыванием или вопросом преподавателя-юриста. Это было необходимо потому, что правовые вопросы, особенно конкретное поведение человека пострадавшего или преступника, следователя или подследственного, судьи проблема методов обучения свидетеля и т. Эта сторона криминального поведения людей и была предметом всего занятия, поскольку студентов-юристов в криминалистике интересовали не проблема методов обучения сугубо правовые и специальные вопросы криминологии, но и психология преступника и жертвы, судьи и свидетеля, прокурора и адвоката. Обсуждение этих психологических вопросов прошло активно благодаря не только подключению к занятию представителя юридической науки, но и возможности для студентов применить свои правовые знания в области криминалистики в качестве материала для психологического анализа. Таким образом, тема была рассмотрена с двух сторон — юридической криминологической и психологической, что обеспечило ее глубокое усвоение. Метод круглого стола применим и в других формах. Так, можно в рамках студенческой учебно-методической конференции провести «круглый стол» студентов-психологов с группой студентов-социологов. Главное, выбрать общую тему, входящую в программы как по психологии, так и проблема методов обучения смежных предметов социологии и др. Есть опыт проведения проблема методов обучения рода занятий с приглашением студентов и преподавателей другого вуза по одной и той же специальности — психологии. Как видим, метод круглого стола может иметь разнообразные формы, если при этом помнить об одном важном условии и его неукоснительном соблюдении — это осознание необходимости разностороннего рассмотрения теоретической проблемы с разных позиций и точек зрения на ее практическое воплощение в жизнь. Метод деловой игры первоначально появился не в системе образования, а в практической сфере управления. Сейчас деловые игры применяются в самых различных областях практики: в исследовательской работе, в процессе проектных разработок, при проблема методов обучения выработке решений в реальных производственных ситуациях, а проблема методов обучения в проблема методов обучения деле. Суть метода деловой игры как метода обучения заключается в учебном моделировании ситуаций той деятельности, которой предстоит обучить учащихся, чтобы на моделях, а не на реальных объектах учить будущих специалистов выполнять соответствующие профессиональные функции. Например, при преподавании психологии в педагогическом вузе можно разыгрывать ситуации: «урок», «работа с отстающими», «разбор ошибок» и т. Такая деловая игра заранее планируется составление сценария, распределение ролей, выбор ситуаций и т. «Деловая игра», поставив студента проблема методов обучения ситуацию реальных действий в роли конкретного действующего проблема методов обучения учителя, завуча, директора, методиста и пр. Это обстоятельство обостряет внимание обучаемого, делает целеустремленнее мышление, а значит, способствует лучшему усвоению. Тренинг — это один из сравнительно новых методов интерактивного обучения. Различные ситуации, возникающие в группах тренинга, являясь учебными и в этом смысле условными, игровыми, для обучаемого выступают как вполне реальные ситуации, в которых надо действовать со всей ответственностью за результат действия. Чувство ответственности здесь особое: не только перед самим собой, но проблема методов обучения перед партнерами по группе, так как проблема методов обучения действия каждого — это залог успеха деятельности всей группы. В этом аспекте тренинг напоминает метод деловой игры, где тоже сильна ответственная зависимость участников игры друг от друга. Различие же методов обучения в том, что один из них служит обучению практическому применению теории по принципу «дело на основе проблема методов обученияа другой — практическому обучению самой теории «теория из живой практики». Проведение занятия методом группового тренинга требует от преподавателя большой подготовительной работы. Подготовка включает в себя: — работу над планом — сценарием тренинга; — работу со студентами по их настрою на активное участие в решении проблемы, выносимой на тренинг; — самоподготовку преподавателя; — распределение ролей между участниками, хотя роли могут получить не все, а большинство окажется в роли как бы сторонних наблюдателей и критиков, и в этом качестве принимать самое активное участие в тренинге. Важной особенностью группового тренинга как метода обучения является такое взаимодействие обучаемых, которое превращает обычную учебную группу в наглядную модель различных социально-психологических явлений, в исследовательский полигон для их изучения или практическую лабораторию для их коррекции. Социально-психологический тренинг — это не тренировка в обычном смысле слова, не отработка каких-то конкретных навыков, активное социально-психологическое обучение с целью формирования компетентности, активности и направленности личности в общении с людьми и повышения уровня развития группы как социально-психологического объекта. В заключение следует отметить, что в практике преподавания психологии активные методы, скорее всего, будут выступать не в «чистом виде», не самостоятельно, а их элементы будут включены в разных долях в разные формы занятий: то в методику лекции, то в методику семинара или практических занятий. Возможно, что проблема методов обучения разных методов из числа рассмотренных будут взаимодействовать на одном и том же занятии. Таким образом, использование методов зависит от самого преподавателя и научной значимости содержания изучаемой темы. Активные методы обучения в преподавании психологии проблема методов обучения обстановку, в которой взаимоотношения между преподавателем и студентами не только придают учебным занятиям активный характер в познавательном смысле, но и превращают их в процесс воспитательный. Самостоятельная работа выступает как составная часть процесса обучения. Главная ее цель: расширить и углубить знания, умения, полученные на занятиях, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности и способности учащихся, активность и самостоятельность. Дидактические функции самостоятельной работы следующие: - закрепление знаний, умений, полученных на уроках; - расширение и углубление учебного материала; - формирование самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий, решения психологических задач; - выполнение индивидуальных наблюдений, экспериментов, подготовка учебных пособий для изучения новых тем. Как показывает анализ, в управлении самостоятельной работой обучаемых есть ряд недостатков: - не всегда четко и ясно дается установка на самостоятельную работу; - не уделяется должное внимание проверке; - из-за ограниченности времени домашнее задание дается наспех; - не объясняются возможные трудности в процессе самостоятельной работы и пути их преодоления; - в ряде проблема методов обучения не соблюдаются нормативы максимальной нагрузки учащихся. Таким образом, самостоятельная работа требует со стороны преподавателя психологии внимания, прогнозирования проблема методов обучения планирования. Если психологию изучают «для диплома», «для престижа» ибо спрос на психологию на рынке труда проблема методов обучения и т п. Это есть, пожалуй, самая важная задача преподавателя. Проблема методов обучения дать понять обучаемому, где, когда и для чего «ему лично» пригодится в жизни знание психологии людей. В этом поможет уже первая лекция, раскрывающая предмет и задачи психологии как науки. При дальнейшем изучении предмета будет углубляться понимание необходимости изучения этой науки, которое превратится в интерес к психологии. Это и будет означать, что сформировался реально действующий мотив учебной деятельности — познавательный интерес, основанный на осознании личностного смысла овладения научными психологическими знаниями. В решении этой задачи помогут примеры, анализируемые преподавателем на лекциях, приводимые в литературе, а также практические задания психологические учебные задачипредлагаемые на практических занятиях. Такая проекция научных положений на жизненные явления есть проблема методов обучения что проблема методов обучения, как психологическое исследование людей. Исследовать с позиции психологии обыденные жизненные явления и означает учиться понимать человека, чтобы правильно строить с ним свои отношения, чего бы это ни касалось: руководить людьми, подчиняться другому человеку, учить и воспитывать, создавая при этом благоприятную для общения психологическую атмосферу. Иными словами, студент должен записывать собственные мысли, отражающие проблема методов обучения выписанных положений применительно к проблема методов обучения. Это будет показателем его самостоятельности в овладении наукой. Обучаемые при чтении учебника и другой литературы должны опираться на информацию, полученную проблема методов обучения лекциях. При этом прочитанное в одном источнике необходимо сопоставлять с информацией из других источников, дополнять и уточнять полученные знания, которые, в свою очередь, сверять с жизненными фактами. Таким образом, от лекции — к проблема методов обучения, а от нее — к практике. Так идет процесс усвоения; знания, находившиеся прежде проблема методов обучения сознания обучаемого, становятся личным проблема методов обучения достоянием. Знание научной литературы только тогда может считаться усвоенным, когда студент не просто понял и запомнил, но и научился пользоваться полученным знанием для практических аналитических действий по изучению психологии реальных людей.



copyright © strekoz-ka.ru